Снова про цели: какие они вообще бывают
Время чтения: 3 минуты
Из текста вы узнаете, что цели бывают разные, и подход к ним тоже будет разным.
Довольно текстов про то, как правильно ставить и формулировать цели. Пора поговорить про то, какие вообще бывают и что с ними делать. Давайте разбираться.
Напомню, что цель – это четко сформулированное желание, результат которого можно ощутить, потрогать, измерить в обозримом будущем. И понятно, что делать, чтобы этот результат получить. Или понятно, какие навыки развить, чтобы впоследствии получить желаемый результат.
В общем, дело не только в формулировке и правильных действиях. А в чем тогда? Скажите уже, как правильно, где взять рецепт. Не открою великую тайну: рецепт придется собрать или придумать. Это индивидуальная история. Но есть и общие моменты.
Вот эти моменты общие
- Цели бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Из названия понятно, что суть в том, как быстро можно получить результат. От этого зависит, сколько усилий необходимо будет приложить. Для краткосрочных целей бывает достаточно пары шагов (метафорических, не тех, что считают шагомеры) и не слишком много усилий. То есть это что-то довольно простое: взять и сделать.
Для среднесрочных может потребоваться усилий и шагов больше. Они часто промежуточные между краткосрочными и долгосрочными.
Самые непростые, как вы уже поняли, долгосрочные цели. Для них нужно обучаться каким-то новым навыкам, привычки менять, анализировать стратегии и так далее. Для них же нужно поддерживать мотивацию, от чего-то отказаться, что-то потерпеть. И в этом случае важно четко понимать, ради чего это все – что будет после достижения этой трудной цели, как она повлияет на жизнь в целом. Это важно держать в фокусе, чтобы не свернуть и не бросить.
- Кроме того, цели бывают материальными и не материальными. И те, и те важно наделить критериями, иначе это не цели. С материальными проще: машина, квартира, капитал, должность и так далее. Не материальные скорее про компетенции, привычки, про качество жизни в целом. Это важно понимать, опять-таки чтобы не бросить. Лайфхак в положительных эмоциях, которыми можно и нужно подкреплять движение к таким целям.
- Соответственно, в масштабе цели могут быть из категории “быть” или из категории “казаться”. Приметы второй категории примерно такие: телефон в кредит как у коллеги, желательно на последние деньги, излишняя похвальба брендами, несоответствие возможностей и образа жизни. С первой категорией проще. Но там тоже есть нюансы в виде ограничивающих убеждений. И приметами: не могу себе такого позволить, потому что, это не для меня и так далее.
- Важно также отметить, что цель может быть результатом какого-то процесса (скажем, получение новой должности, титула, награды) или началом какого-то процесса (семейной жизни после женитьбы и замужества, воспитание ребенка, управление коллективом, ведение бизнеса). Для чего это знать? Для того, чтобы рассчитывать свои силы и не сливать, например, все их на организацию свадьбы в кредит и на последующий через год развод. Вместо этого больше внимания уделить проекту совместной жизни. Намеренно не беру примеры из бизнеса, поскольку не работаю в этой сфере (хотя клиентов там точно больше).
От вида цели зависят мотивация, ресурсы, возможности и средства достижения
Если цель – это просто галочка в календаре достижений – это одно. Если же хочется улучшить свой жизненный проект на долгие годы – это другое. Здорово, когда это понятно в самом начале. Это бережет силы и нервы. Они хоть и восстанавливаются, но требуют времени, которого часто нет. В итоге ради достижения цели расходуем себя в ноль. И после ни радости от достижения, ни других дивидендов уже не замечаем. Стоит ли оно того?
Вот этот материал еще более подробно расскажет про цели. Вот этот материал поможет восстановить ресурсы, если случился перерасход сил.
Один комментарий
Алекс
Я вот все думаю над тем, что прочитал. Конечно, если клиент пришел за помощью, то он должен хотя бы определиться с тем, что он хочет. Но те, у кого есть четкое понимание целей обычно имееют и четкий план мероприятий для ее достижения. Бывает, что и по головам идут и близких теряют, пока этой цели достигнут. Такие люди не ходят за помощью и к чужим советам не прислушиваются. Другое дело, когда человек в поиске решений. Вот здесь помощь неоценима. В этом и есть, на мой взгляд, первичная задача коуча, что бы раскрыть перед клиентом весь спектр средств и ресурсов, которые будут задействованы для достижения поставленной цели, раскрыть его жизненный план. Потому что это не всегда очевидно. В итоге человек может вообще отказаться от задуманного, трансформировать свои стремления, в зависимости от предложенного или же укрепиться в своем решении.