Командное взаимодействие. Зачем отслеживать состояние команды
В тексте напоминаю, что чтобы получать устойчивые результаты работы, руководителям крайне важно регулярно отслеживать внутреннее состояние команды.
Поговорим о том, что такое команда и какие трудности возникают в рабочем процессе. Всякую ли группу людей можно назвать командой? Вовсе нет.
Команда – это группа людей, объединенных общей целью и общим видением. Важные признаки команды: понимание рабочих процессов, распределение задач, четкая коммуникация, личная вовлеченность участников в общий процесс.
Отсутствие одного или нескольких признаков приводит к следующим трудностям:
- Отсутствие общего понимания
– когда обсуждение текущих ситуаций не приводит к общей договоренности;
– когда вместо решения важных задач члены команды выясняют отношения между собой;
– когда для выполнения работы необходим постоянный контроль со стороны руководителя.
- Изменение командного состава
– с увеличением количества людей задачи размываются;
– с уменьшением количества людей появляется многозадачность, при этом не установлен уровень нагрузки, которую участники могут психически выдержать;
– удаленный персонал, вовлеченность которого трудно отслеживать в силу расстояния.
- Потеря управления: включаются личные истории участников, которые сказываются на рабочем процессе.
Что с этим делать
Можно обратиться к профессиональному коучу, который поможет реструктуризировать рабочие процессы, внести ясность в текущую рабочую схему и выстроить командное взаимодействие, чтобы результаты работы соответствовали ожиданиям. Коуч помогает сформировать объективный взгляд на текущую ситуацию, поставить цель, прописать необходимые действия и проследить путь исполнения до результата.
Есть способы не доходить до предельной точки, а провести «профилактику», при этом не вызывая беспокойства коллектива и не нарушая личных границ участников.
Способ №1
Подходит для несложных затруднительных ситуаций и анализа общего видения.
Сделайте упражнение. Найдите ассоциацию рабочего процесса вашей команды.
Сначала задайте вопросы себе:
- На что похожа работа в моей команде?
- Какие ассоциации у меня возникают, когда я думаю о работе?
- Кто я в команде?
Ответы на эти вопросы запишите на отдельном листе бумаги или в блокноте, лучше ручкой. Пишите, не задумываясь, первое, что приходит в голову. Когда будете читать, с удивлением обнаружите сходство ваших представлений с текущим рабочим процессом.
После этого обратитесь к членам команды, попросите их тоже выполнить это упражнение. Главное, дайте им возможность сделать это в спокойной обстановке, наедине со своими мыслями.
Польза упражнения в том, чтобы:
– понять то, к чему стремится каждый участник;
– увидеть точку, где начинается проблема;
– увидеть способы решения проблемы.
Затем обязательно прочтите все ассоциации, обсудите их с командой. В процессе обсуждения найдете способ решения.
Способ №2
Возьмите два больших листа бумаги. На первом нарисуйте рабочий процесс как он есть на данный момент времени. На втором – нарисуйте рабочий процесс, который вы хотите видеть в перспективе.
При работе и с первым, и со вторым листом вам помогут такие вопросы:
- Как работает команда?
- Какие функции выполняет каждый член команды?
- Как происходит взаимодействие между участниками?
- Какие цели у всего коллектива?
- Какой вклад каждый участник вносит ежедневно?
- Каких результатов вы ждете при таком взаимодействии?
- На что похож рабочий процесс?
Сравните оба листа. Проанализируйте, что необходимо сделать, чтобы прийти к оптимальному рабочему процессу. В дополнение найдите или нарисуйте картину, которая будет соответствовать общим представлениям рабочего процесса. В дальнейшем сможете обращаться к картине для наглядности в случаях, когда роли участников будут меняться или захочется расширить схему взаимодействия.
Если коллектив небольшой, можно проделать всю работу совместно. Если коллектив большой, то проведите работу сначала с руководителями, затем внутри каждого отдела.
Что даст это упражнение в конечном итоге
- понимание участниками, что вы одна команда;
- понимание готовности каждого участника двигаться в общем направлении;
- понимание того, с кем необходимо расстаться из-за разницы целей.
Люди растут профессионально и личностно. У сотрудников могут измениться цели, ценности, интересы и приоритеты в жизни. Когда внимание сотрудника больше направлено на свои дела, а не на дела коллектива, работоспособность и продуктивность снижаются. Для того, чтобы вовремя заметить расхождения, рекомендую раз в полгода делать это упражнение.
Для поддержания командного взаимодействия руководителю важно
- знать, что мешает рабочему процессу каждого, а что помогает;
- быть наблюдателем и участником;
- подавать личный пример;
- выполнять обещания;
- научиться делегировать;
- быть лидером – тем, кто заражает идеей, масштабом личности, умеет менять роли, постоянно учится, открыт к информации и объединяет людей в стремлении к общему.
Самая большая проблема возникает тогда, когда люди не знают, чего хотят, ходят на работу, не имеющую ни смысла, ни ценности, и занимают не свое место. При внимательном отношении к команде вам это не грозит.
Мы так с “Клубом приключений” настроили ясность в процессах. Ребята организуют походы, и часть сотрудников вообще никогда не встречалась. Было непонятно, как коммуницировать тем, кто удалён от центрального офиса. И как распределять ответственность и задачи. Провели день за расписыванием процессов. Помогла собрать ключевых людей и ключевые задачи. Дальше они поняли, как действовать.
Скепсиса было много, а в итоге все получили пользу. И даже отзыв оставили.
Я хоть и тренинги больше не веду, но могу помочь руководителю настроить взаимодействие.
Один комментарий
Геннадий
Я всерьез думаю, что эту статью нужно распечатывать и развешивать в кабинетах руководства на видном месте. Когда я читал это, то вспомнил одно выражение (не дословно), что большой армией управлять намного легче, чем маленькой компанией, потому что в первом случае нужно только командовать, а во втором – находить индивидуальный подход к каждому сотруднику. По моему опыту, я заметил, что у многих руководителей сложности возникают уже на стадии подачи личного примера.