Блог

Когнитивные искажения, которые влияют на принятие решений

Время чтения: 3 минуты

Из текста вы узнаете, почему большую часть решений принимаете на эмоциях.

Из недавнего диалога с моим знакомым:

– Встречался тут с буддистами по своему проекту. Оказывается, им тоже нужен коучинг.

– Не удивлена. Когнитивные искажения свойственны любому мышлению, буддисты – не исключение.

Коротко о когнитивных искажениях

Были открыты психологами Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1970-х годах. Это “ошибки” (скорее особенности) в мышлении, которые экономят время и силы мозга на обдумывание при принятии решений. Что это значит? Это значит, что раз за разом вы будете выбирать одно и то же решение для разных ситуаций просто потому, что мозг будет подтягивать причины и следствия, и другие данные, ну как бы чтобы не тратить на них энергию. Это эволюционно обоснованно. И ничего с этим не поделаешь. Просто факт: если есть готовое решение, зачем изобретать велосипед. Логично?! Очень. Этому подвержены все люди. И вы. И я.

Вернусь к основной мысли

Даниэль Канеман был лауреатом Нобелевской премии по экономике, хотя был психологом. Как так? Всё потому, что изучал с коллегами поведенческую экономику и сделал ряд важных открытий. Я не буду описывать, что именно он открыл миру. Почитайте сами, в интернете много информации.

Для меня гораздо важнее сам факт. И я его учитываю в работе. Также как и маркетологи, рекламщики, менеджеры по продажам и многие другие.

И факт этот в том, что большую часть решений люди принимают иррационально, не подумав, на эмоциях. И в силу сложившихся убеждений. Хотя эти решения могут принести вред здоровью, отношениям, капиталу.

Примеры когнитивных искажений

О них много и подробно рассказывает Ирина Якутенко на своём канале. Приведу лишь несколько:

  • FOMO (fear of missing out). Он же синдром упущенной выгоды. Боимся, что упустим что-то важное. И потребляем информацию тоннами, со всех сторон, перегружая нервную систему, увеличивая количество стрессовых факторов. Боимся опоздать, не успеть. Бежим. Спешим.
  • Магическое мышление. Верим в высшую силу, гороскопы, магию. Кажется, что все совпадения и случайности неслучайны, а будущее можно предсказать. Опираемся на знаки и символы в принятии решений.
  • Поляризованное мышление. Это когда делим мир на две противоречащие друг другу половины. Белое и чёрное. Добро и зло. И так далее. Нет оттенков. Категоричность в принятии решений. И часто это наносит ущерб.
  • Ошибка контроля. Это когда уверены, что полностью контролируем свою жизнь или что не можем на неё повлиять и беспомощны перед судьбой. Перекликается с предыдущим. Снова или-или.
  • Эффект Конкорда. Это когда жалко бросать то, во что уже вложено много сил, даже если это больше не нужно, невыгодно или неинтересно. Книги, фильмы, отношения, цели.
  • и другие (их великое множество).
Когнитивные искажения, которые влияют на принятие решений

Как уже сообщила, эти искажения нормальны, то есть свойственны человеку. Каждый из нас упрощает информацию и выбирает короткий путь вместо длинного.

В чём тогда проблема

В том, что иногда нужно принять решение, не основываясь на опыте и убеждениях. Для достижения новых целей, например. И, если у вас складывается ситуация так, что бьётесь над решением, а всё какая-то ерунда получается, то как раз это оно. Пора взять не готовое, а поработать над новым. Вот только мозг будет увиливать, его ж работать заставляют. И важно это знать. И не идти по пути, первому на ум пришедшему. Но и не усложнять. Вот же ж задачка!

Вот тут как раз коучинг в помощь. Систему 1 отключаем (это всё по тому же Канеману). Систему 2 включаем.

Когнитивные искажения, которые влияют на принятие решений

Подписывайтесь на блог – в нём рассказываю не только кейсы из практики и детали работы лайфкоуча, но и разные нюансы, которые важно учесть для управления своим жизненным проектом.

Один комментарий

  • Антонина

    Если я правильно поняла, это когда “наступаешь на одни и те же грабли”…
    Первый раз- случайность (бессознательно, автоматически)
    Второй раз- совпадение (неправильно, но проще и быстрее)
    Третий раз-закономерность (пора проанализировать поведение, сделать работу над ошибками, найти новый путь решения)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика Анализ сайта