Карта комфорта: как исследовать город, если есть проблемы с мобильностью
| Getting your Trinity Audio player ready... |
Время чтения: 5 минуты
Не скрываю, что после операции я человек с ограниченной мобильностью. В этом году добралась до прогулок по Петербургу, так как очень соскучилась по эстетике. Это было непросто. Делюсь выводами.
- Ваш город: как создать карту и почувствовать себя его хозяином
- Куда пойти, если силы на исходе? Составляем карту с комфортным маршрутом
Подробно про операцию, реабилитацию и разговоры на тему того, как выстраиваю управление жизненным проектом заново — в телеграм-канале.
Коротко вводные
Длительный период, пока училась ходить и так далее, мне было не до прогулок по городу. Слишком много сил уходило на самые простые вещи типа сходить к врачу, сдать анализы, принять душ, навести порядок в квартире. Любое занятие забирало все мои силы. Постепенно и целенаправленно я эти силы наращивала. И к пятому году после операции вспомнила, что живу в Петербурге, что красота — одна из базовых ценностей и что пора выбираться в центр города. Первая же вылазка обернулась полным провалом. Муж, с крепкой рукой которого могу передвигаться (иначе падаю — проблемы с координацией), сгрёб меня в охапку и увёз домой. Поняла, что нужно детально планировать вылазки в город.
Что такое карта комфорта и почему она работает
- Это не про места, а про ощущения. Это ваш личный набор «координат», где вы чувствуете себя: в безопасности, спокойно, ресурсно. И это важно. Узкие улицы с неровной поверхностью, по которым снуют люди, совершенно не подходят для человека с атаксией. Я паниковала, теряла контакт с мышцами ног и буквально не могла шагу ступить. С тех пор выбираю широкие улицы без магазинов и прочих точек притяжения.
- Карта — это инструмент сохранения сил. Он помогает не ждать милости от города, а создавать подходящую среду из того, что есть. Между вариантами «никогда никуда не ходить» и «выбирать подходящие для моих особенностей места посещения» выбрала второе. Но не сразу. Долгое время позволяла себе только парки и общественные пространства на улице.
Пара акцентов на карте
- Карта — это отражение ваших ценностей. Если вы цените тишину, на вашей карте будут библиотеки (они стараются быть современными и удобными) и тихие дворики. Если общение — то кафе, музеи, выставочные пространства. Конечно, я не знаю обстановки в других городах (передвигаюсь по Петербургу и окрестностям), но в большом городе — большие проблемы, с доступной средой в том числе. Даже на своих двоих, но с ограниченной мобильностью, передвигаться местами невозможно.
- Транспорт. Выбирайте тот, что вам подходит, в котором более-менее комфортно. Не терпите, это не будет добавлять ничего положительного вашей жизни. Я выбираю трамваи (оценила удобство «Чижика», который ни в пробках не стоит, ни в жару, ни в холод жизнь не портит). Но трамвайная сеть ограничена. Начала потихоньку пользоваться автобусами. Не всеми. Лиазовские хороши, а вот остальные душные и какие-то дёрганые. Мне своего тремора хватает, так что не подходит такой вариант. Изредка пользуюсь такси.
Прежде чем ограничить себя домом, попробуйте составить карту
Вот по такой примерной инструкции. Знаю, советы никто не любит, поэтому это не рекомендация в готовом виде.
Шаг 1. Задайте себе вопросы: Что для меня важно в ежедневном перемещении? Безопасность? Предсказуемость? Эстетика? Минимальное время в пути? Возможность отдохнуть? Мне важно свободное пространство, возможность поймать тишину, возможность выпить хорошего кофе, который взбодрит меня и придаст сил, и время в пути не более часа.
Шаг 2. «Разведка» с новым фокусом (планирование «на диване» не работает — всё нужно проверять). Выйдите на прогулку (короткую даже) с единственной целью — заметить, что вас цепляет. Не «дойти куда-то», а «исследовать». Где вам дышится легче? Где приятно задержаться взглядом? Где удобный заход/порог/широкий тротуар?
Шаг 3. Фиксация «точек силы». Заведите заметку в телефоне или красивый блокнот (я не могу писать от руки, поэтому наговариваю или печатаю текст тремя пальцами). Зафиксируйте:
- места для «подзарядки»: тихие скверы, уютные кафе, лавочки с хорошим видом, библиотеки, кладбища (не шучу, у меня один из маршрутов вдоль шумной дороги; когда на улице +30, он просто невыносим, но рядом зелёное и тихое кладбище — место перевести дух).
- места с предсказуемой средой: где всегда малолюдно, где знают вас и ваши особенности — комфортно в общем.
- топовые маршруты: самый комфортный путь до метро, до работы (если вам надо до неё добираться), до парка. Мы с мужем за 4 года поменяли кучу маршрутов: то дорогу перекопают, то парковку влепят, то ещё что-нибудь.
Шаг 4. Анализ и использование. Раз в месяц просматривайте карту. Что добавляется? Что уходит? Планируйте свои дни, вписывайте в маршрут свои «точки силы».
П.с. А ещё лучше, если параллельно будете тренировать выносливость и стрессоустойчивость. Всё время это делаю. Рассказываю в тг-канале.
Выбор вместо выводов
Инвалидность — это неприятно, но она не должна мешать жить полной, насыщенной, активной жизнью. Если мы будем ждать, пока кто-то создаст подходящие условия, есть риск пропустить жизнь мимо. Я не согласна. Жизнь моя и она у меня одна. А как у вас?
Карта комфорта — это гибкая конструкция, которая меняется вместе с вами с учётом ваших особенностей. Это акт заботы о себе и способ диалога с городом на своих условиях. Вы не адаптируетесь к городу. Вы адаптируете город под себя.
Сложно начать? Я помогу вам наметить первые опорные точки на вашей карте. Записывайтесь на коуч-сессию. Людям с инвалидностью 50% скидка на любую мою услугу.
Как купить коучинг: шаги для начала пути с коучем
Хотите побольше узнать о моей реабилитации?
Только предупреждаю: я и сама человек с инвалидностью, понимаю, что делать что-либо бывает сверхсложно, и всё же ко мне надо идти не за сочувствием, а за способом повысить комфорт и качество жизни.
